20190036 Микони С.В. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛПР ПРИ РЕШЕНИИ РЕЙТИНГОВОЙ ЗАДАЧИ В1: Как можно приобрести Ваш учебник "Микони С.В. Теория принятия управленческих решений. Учебное пособие. –СПб.: Лань, 2015. – 448 с."? В2: В рамках какой программы обучения и в какой дисциплине изучается этот материал, проводятся ли по нему лабораторные работы? В3: В методе анализа иерархий используется анализ чувствительности, в процессе которого можно изменять вес одного из критериев и наблюдать в реальном времени,как меняются рейтинги альтернатив. Как соотносится ваш метод и анализ чувствительности в методе анализа иерархий. О1: Учебник продаётся в Интернет. Все справки - в издательстве "Лань". О2: Этот материал изучается в рамках дисциплины "Теория принятия решений" и дисциплин, включающих методы принятия решений в качестве одного из разделов. Лабораторный практикум, выполняемый на системе СВИРЬ, включает 5 работ: 1. Проектирование модели выбора 2. Методы векторной оптимизации 3. Методы скаляризации векторных оценок 4. Многокритериальная классификация объектов 5. Определение приоритетов сущностей на основе парных сравнений (известен как метод МАИ). Кроме того, в системе СВИРЬ выполняются курсовые, дипломные и исследовательские работы. О3: Вначале о названии метода анализа иерархий (МАИ). Название очень неудачное, поскольку системы оценивания сложных объектов все многоуровневые за счёт группирования показателей. Метод МАИ ориентирован только на относительную шкалу, что существенно сужает его применение. Не умоляя авторитет профессора Саати, следует отметить, что американцы — мастера рекламы. Поэтому этот метод несмотря на неоднократную критику обрёл популярность. Чувствительность любой модели — противоположна её устойчивости. На самом деле именно устойчивость востребована в оценочной деятельности. Чем меньше полученный рейтинг зависит от изменения весов показателей, тем больше доверия он вызывает. Система СВИРЬ также позволяет в реальном времени оценивать влияние изменения весов на рейтинг объектов. Но в докладе поставлена другая задача — какие объекты наиболее продвинуты при изменении важности показателей, а какие — отстающие. Например, в период карантина большую важность среди показателей работы кафедр МЭИ получит показатель «Количество подготовленных дистанционных курсов». Его вес увеличивается за счёт показателей, признанных менее важными. В результате изменения рейтинга можно понять какие кафедры при прочих равных условиях более подготовлены к такому развитию событий. А поскольку мы живём в очень нестабильное время, статистика здесь помочь не может. Поэтому надо искать другие пути прогнозирования ситуаций.